Как воспитать в ребенке уверенность?

Это один из наиболее часто задаваемых вопросов мне как практикующему психологу. Причем некоторым родителям, которые обращаются за консультацией, помогают рекомендации и советы, как надо действовать, другие же предпочитают знать, что, наоборот, точно делать нельзя.

Кроме того, очень важно понимать, почему некоторые поступки совершать нельзя. То есть, говоря другими словами, «что будет, если...» Многие родители так и говорят: «Ах, если бы я знал, к чему это приведет…»

Чтобы воспитать здорового ребенка, минимально травмированного неправильными и чрезмерными действиями родителей, возьмите на вооружение несколько правил.

1. Не запрещайте ребенку выражать свои чувства

Всем нравится, когда ребенок смеется, веселится, бурно фантазирует, чем-то заинтересован и увлечен. Но вот другие чувства — обиду, разочарование, раздражение, злость — очень часто ребенку выражать запрещают. То есть, тем самым учат его свои чувства подавлять. А ведь искреннее выражение эмоций — это естественный процесс в жизни любого человека, и дети — не исключение.

На мой взгляд, причина проблемы кроется в том, что и родители в большинстве своем подавляют собственные чувства и не знают, что с ними делать. А с детской злостью, яростью, раздражением тем более не могут справиться.

Тем не менее, ребенку необходимо пояснять, что он чувствует в настоящий момент, и учить безопасно выражать свои чувства, так, чтобы не травмировать других. Не умеете сами этого делать? Тогда учитесь, развивайтесь вместе с ребенком. Польза будет для всех.
Помните: плохих чувств нет. Есть чувства, которые переживаются тяжело, но от этого ребенок не становится плохим и, безусловно, не должен нести наказание за то, что испытывает и выражает негативные, с вашей точки зрения, эмоции. Запрет на выражение чувств не так безобиден: он приводит к физическим заболеваниям, развитию таких черт характера, как высокомерие, мученичество, упрямство.

2. Не говорите ребенку, что он особенный

Даже если вы уверены, что ваш сын или дочка намного лучше всех своих сверстников, невероятно талантлив и красив, — все равно не внушайте ему, что он лучший и особенный. Так вы создадите почву для развития высокомерия, а не уверенности в себе. И у ребенка, несомненно, возникнут дополнительные трудности для адаптации в обществе сверстников.

На самом деле ваш ребенок — такой же, как и другие дети. У каждого есть свои таланты, способности, яркие особенности. Все люди уникальны, каждый по-своему. Уважая себя, мы уважаем и других, развиваем толерантность к особенностям окружающих нас людей. Ребенку следует пояснять, что каждому всегда найдется чему поучиться у других.

У «особенного» ребенка может сложиться ложное представление о себе, завышенная самооценка. Кроме того, он может сделать вывод, что его любят потому, что он особенный. Но ведь это неправда! Вы его любите, потому что он вам родной, и вы рады, что он есть в вашей жизни. А любовь никогда не бывает «за что-то», это ведь не приз в соревновании, кто лучший.

3. Не торопите ребенка

Если предстоят какие-то перемены в жизни семьи, дайте ребенку достаточно времени для подготовки и сборов. Предупреждайте заранее о предстоящем событии (визите гостей, поездке, ночевке у бабушки). Для ребенка смена жизненного ритма может быть стрессом, и он не в состоянии быстро перестроить свой индивидуальный ритм.

Если ребенок слишком долго и медленно собирается, подумайте — возможно, так он выражает свое нежелание и страх сказать об этом вам. Узнайте истинную причину задержки.

При постоянной спешке, нехватке времени, бесконечном цейтноте развиваются такие черты характера, как упрямство, нетерпеливость, жадность.

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Любое подобное сравнение — это скрытое родительское послание: ты не такой, каким я хочу тебя видеть. Сравнение не стимулирует ребенка стать лучше. Ему проще сделать другой вывод: такого, как он есть, его не любят. А это очень тяжелое переживание для любого человека.

Если родителям хочется указать на недочеты и как-то показать возможности для роста, можно сравнить ребенка только с ним самим. Вчера ты сделал вот так — а сегодня так. Видишь разницу? Как думаешь, почему так вышло? А как ты думаешь, по-другому сможешь сделать? Сумеешь это улучшить? Вот в таком ключе следует вести беседу.

5. Не критикуйте ребенка

Воздержитесь от критики. Предлагаю критику заменить на удивление, интерес, выяснение деталей, выражение поддержки, желание приободрить ребенка. Можно рассказать ему о своем подобном опыте.

Воспитываясь в атмосфере критики, ребенок учится скрывать свою истинную суть, свое лицо, тренируется притворяться быть хорошим, стремится не быть, а казаться, пробует подавлять свои истинные желания и потребности. Это может привести к подавленности, озлобленности, нежелании познавать новое, упрямству, мученичеству и даже физическим заболеваниям.

Родители, критикуя ребенка, уверены, что так они подстегнут его самолюбие, стимулируют его рост и развитие. А растущий организм воспринимает критику буквально: я плохой, у меня ничего не выйдет, меня не любят. Помните, что ребенок — это человек, который только учится быть взрослым. Ошибки и неточности будут обязательно. Но для того и существуют родители, чтобы научить, поддержать, помочь освоить и понять, уважать, принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.

Психолог Элина Симакова, + 7 921 797 29 98