Проблемы общения с ребенком как часть его развития

Проблемы в общении с ребёнком обычно начинаются с воспитания. Но часто здесь прячутся совсем другие, неосознанные нами действия: мы переделываем и подстраиваем под себя, по-разному воздействуя на детскую психику. Запугиваем – от "поставлю в угол" до "в тюрьму попадешь". Стыдим – "мальчики не плачут", "девочки так себя не ведут", "тот, кто любит маму, так не поступает" и многое другое. Наказываем – минимум – лишение сладкого, максимум – телесные наказания. Угрожаем – "не сделаешь, как тебе говорят, я сделаю вот так!".

Принуждаем – ежедневная практика, которая касается всех сфер жизни (еда, игры, одежда, места прогулок, занятия).

Из ребенка мы пытаемся «сделать человека». И человек вырастает, не осознавая своих желаний и потребностей. Он ничем не интересуется, ничего не желает, он пассивен и несчастен.

Примите одну истину: ваш ребенок – это другой человек. Он не хуже вас, он просто от вас отличается. Ваши сын или дочь – это не ваша копия, клон или двойник, даже если вы очень похожи внешне. У этого человека другой темперамент, характер, вкусы и восприятие жизни. И способности – тоже другие. Самое главное: дайте ему возможность проявить себя. Помогите ему вырасти тем, кем он может стать: сильным, красивым, умным и другим.

Мы приходим в этот мир маленькими и беззащитными. У каждого есть уникальный набор особенностей, и важно, чтобы близкие понимали и уважали это. Ваш ребенок, как и все люди, имеет потребности, которые являются необходимыми условиями для роста и развития:


  1. Безопасность. Ребенку необходимо место, где он может расслабиться, отдохнуть, побыть один, в тишине. Не стоит контролировать каждый шаг и каждую минуту вашего чада. Предоставьте ему личное пространство, где хозяином будет только он.

  2. Питание. Родители несут ответственность за питание ребенка. Задача взрослых обеспечить полноценный рацион и научить его выбирать себе полезную пищу. Если вы приверженец какой-то определенной системы питания, не настаивайте на том, чтобы ваш ребенок с младых ногтей понял и оценил ее. Подождите, пока малыш подрастет и сможет сам сделать выбор. Придерживайтесь среднестатистического меню.

  3. Уважение. Каждый человек имеет право чего-то хотеть. И ваш ребенок не исключение. Игрушки, одежда, каша на завтрак, подарок на день рождения… Уважать не значит ублажать. Относитесь к желаниям вашего ребенка с уважением, обсуждайте их, разговаривайте, объясняйте свою позицию. Маленький – не значит глупый. Вы и ваш ребенок – разумные люди и сможете договориться, стоит только проявить терпение.


Часто можно услышать от родителей фразы "я не смог, а у него пусть получится", "меня заставляли, и я буду, потом спасибо скажет!". Так мы проецируем свои проблемы на ребенка.

У счастливых родителей – счастливые дети. И если у вас возникли трудности в общении с ребенком, спросите у себя: счастлив ли я, нашел ли я любимое дело, люблю ли я свои дом и семью, нравится ли мне моя жизнь? И если на большинство вопросов вы не сможете дать положительный ответ, не спешите "воспитывать" свое чадо, займитесь собой.

Другая сторона медали: успешные родители начинают требовать от своих детей быть "как я". Показывать пример успеха, силы воли, целеустремленности правильно, но это ваши, а не его, дороги и победы. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать свой путь, набить шишки, испытать себя на прочность, повидать мир. Главное - быть с ним рядом, поддерживать, помогать и принимать его.

Есть хорошая английская поговорка: "не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя!".


Психолог Элина Симакова, + 7 921 797 29 98